1. Главная
  2. Статья
  3. Достижения российской системы соцобслуживания

Достижения российской системы соцобслуживания

Многие люди негативно относятся к изменениям, утверждая, что раньше все было гораздо лучше. Посмотрим, как менялась система соцобслуживания в России от лихих девяностых до наших дней. Для этого разберемся, какие изменения принес закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», по которому мы живем с 1 января 2015 года.

Увеличилось количество коммерческих организаций соцобслуживания

На момент появления нового закона в сфере соцобслуживания было 98,8% государственных учреждений и только 1,2% негосударственных организаций. Закон должен был стимулировать открытие коммерческих социальных организаций.

До 2015 года социальные службы делились на государственные, муниципальные и предприятия иной формы собственности. По новому закону появилось единое определение — поставщик социальных услуг. Теперь поставщиком считается любое юридическое лицо вне зависимости от формы собственности и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют соцобслуживание. Эти изменения вызвали рост количества коммерческих организаций в сфере соцобслуживания.

Сегодня поставщики конкурируют между собой за внимание получателей соцуслуг. Одним из главным фактором конкуренции является тщательный отбор персонала и его постоянное обучение.

Поставщиков социальных услуг проверяют госорганы. Для того чтобы получить налоговые льготы и поддержку из госбюджета поставщик должен доказать, что он хорошо работает. Например, наша организация проходит ежегодную независимую оценку качества услуг.

Польза для получателя социальных услуг

У людей, которые нуждаются в социальном обслуживании появился выбор. Сегодня они сами выбирают социальную организацию. Для этого в каждом регионе создан реестр поставщиков социальных услуг. Если человеку не нравится обслуживание, он меняет поставщика.

Реестр поставщиков социальных услуг Московской области на сайте министерства социального развития МО

Расширился круг получателей социальных услуг

Раньше на помощь могли рассчитывать граждане, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Формулировка была расплывчатой и вела к неправильным трактовкам. От этого ушли и в новом законе в статье 15 прописали перечень получателей социальных услуг.

По новому закону вы подаете заявление на получение социальных услуг:

— если не можете себя обслужить, не можете передвигаться из-за болезни, травмы, возраста или наличия инвалидности;
— если в вашей семье есть инвалиды, в том числе ребенок-инвалид или дети-инвалиды;
— если в семье есть ребенок или дети, в том числе под опекой или попечительством, которым трудно адаптироваться в жизни;
— если вы не можете обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми при отсутствии попечения над ними;
— если в вашей семье постоянные конфликты, насилие, при этом члены семьи страдают наркотической или алкогольной зависимостью, имеют пристрастие к азартным играм или страдают психическими расстройствами;
— если вам негде жить, в том числе речь идет о лицах, которые не достигли возраста двадцати трех лет и завершили пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— если у вас нет работы и средств к существованию;
— если есть другие обстоятельства, которые признаны актами субъекта РФ, ухудшающими условия жизнедеятельности.

Помимо федерального закона, есть региональные акты со списками льготников, которым положено социальное обслуживание. Нужно учитывать, что не все услуги для получателей бесплатны. Многие нужно оплачивать частично или полностью.

Увеличился перечень предоставляемых социальных услуг

По новому закону расширен список социальных услуг. Теперь получатель может рассчитывать на помощь по нескольким направлениям. Для того чтобы определить, какая помощь нужна конкретному получателю услуг составляется индивидуальная программа, в которой прописаны виды услуг:

1. Социально-медицинские — направлены на поддержание и сохранение здоровья получателя социальных услуг;

2. Социально-бытовые касаются решения бытовых вопросов, которые возникают каждый день — уборка, покупка продуктов, оплата коммунальных платежей, приготовление еды и других;

3. Социально-педагогические — направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателя услуг, в том числе организации досуга, формировании интересов, оказании помощи в воспитании детей;

4. Социально-психологические — помощь в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

5. Социально-трудовые — помощь в трудоустройстве и трудовой адаптации;

6. Социально-правовые — оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7. Срочные социальные услуги — обеспечение бесплатным питанием или продуктами, обувью и одеждой, предметами первой необходимости, оказание экстренной и юридической помощи, содействие в получении временного жилья и другие;

8. Услуги для повышения коммуникативного потенциала получателя соцуслуг, в том числе инвалидов и детей-инвалидов.

Польза для получателя социальных услуг

У людей появилась возможность получить помощь по нужным направлениям. Получатель услуг принимает участие в разработке индивидуальной программы и вместе с комиссией решает, какие услуги ему нужны. Индивидуальная программа пересматривается раз в три года.

Подытожим

За прошедшие годы стало больше организаций, которые оказывают социальные услуги. Расширились возможности получателей услуг — они сами решают, какого поставщика выбрать и какие услуги им нужны.

Меню